Версия для слабовидящих

"Осколок" патриархата. Подробнее...

04 октября 2011

Что возникает в сознании, когда вспоминаешь о школе? Мелькают образы одноклассников, всплывают в памяти обрывки выпускного, потом мысль останавливается на учителях, вернее - на учительницах. Мужчина-педагог в современной школе - большая редкость. И если в крупных школах еще можно встретить преподавателя физкультуры, труда или истории в мужском обличии, то в далекой глубинке школьным "балом", как правило, правят  женщины.
Роль женщины в воспитании подрастающего поколения неоценима. Но, как показывает практика и утверждают психологи, "школа без мужчины сродни безотцовщине в семье". В ней всегда не будет хватать надежности и силы. Особенно это сказывается на мальчиках. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь. К тому же различные социологические исследования доказывают, что методы работы учителя-мужчины и учителя-женщины значительно отличаются друг от друга. А школе в равной степени нужны и те и другие.
Какой он, мужчина в современной школе? Ответ на этот вопрос попытаемся найти в школе №1, коллектив которой в этом году пополнился молодым педагогом - учителем информатики. Это событие можно смело отнести к разряду неординарных, поскольку за последние три года в район приехали работать 23 молодых специалиста, среди которых всего три мужчины-педагога. Один из них "осел" в Новом Васюгане, второй - в Управлении образования, опеки и попечительства. А Евгений Гусев решил остаться в родной школе, которую окончил пять лет назад.
Если бы Евгений сказал, что с детства мечтал стоять с указкой у школьной доски, то покривил бы душой. Компьютерами интересовался, да. Подумывал стать программистом: и престижно, и денежно. А попробовал себя в старших классах в роли учителя на Дне самоуправления, и зародились ростки сомнения: программист - это неплохо, но учитель - так интересно! На всякий случай подал документы в три вуза: ТГУ, ТУСУР и педуниверситет. Поступление в ТГУ на факультет кибернетики было практически в "кармане". Да и с ТУСУРом все неплохо складывалось. Парень оказался перед дилеммой: быть или не быть? Решил: быть. И остался в педагогическом. О чем нисколько не жалеет.
О школе сегодня не говорит только ленивый. Реформы, преобразования, пилотные проекты, образовательные эксперименты: одни нескончаемые нововведения. И все это во "благо" наших детей. Только работать, да и учиться собственно тоже, в таких лихорадочных условиях крайне сложно. Чего греха таить, учительский труд - тяжелый труд.
Евгений Гусев живет по принципу: каждый выбирает по себе. На главный вопрос: "Почему?" - молодой человек ответил без затей: "Детям нужны знания и твердая рука". Насколько тверда рука у начинающего педагога, убедились лично, посетив один из уроков. Кратко охарактеризовать можно так: интересно, динамично, современно. Главная проблема на занятиях, особенно у молодых преподавателей - дисциплина. "У нас в этом вопросе все хорошо, - улыбается Евгений. - Дети разные. Мы учимся приходить к консенсусу".
Каждый учитель строит собственные мостики к ученикам. Кто-то придерживается философии кнута и пряника, кто-то старается "давить" авторитетом. У молодого учителя во главе угла - интерес. Заинтересовал ученика, заставил размышлять - значит, план-максимум выполнен.
Гендерный вопрос Евгения не волнует. "Нет, ну если обратиться к истории, то можно обнаружить, что самыми успешными и выдающимися учителями были мужчины, - поделился педагог. - Да и профессиональный праздник, как и десятки лет назад, называется День учителя. Может, потому, что профессии в русском языке имеют мужской род - учитель, врач, бухгалтер. Патриархат оставил свои отпечатки в русском языке... К тому же у многих в подсознании "сидит" четкая ассоциация: женщина и ребенок. Но я считаю, что ответственность за детей должна быть равноценной: как у мужчин, так и у женщин".
Денежный вопрос - этот камень преткновения при выборе профессии для Евгения не стал непреодолимой преградой. В школе он работает на двух должностях - преподавателем и программистом. Молодой человек не собирается останавливаться на достигнутом. Он поступил в Политехнический университет  для повышения образовательного уровня и  квалификации.
Мы еще долго беседовали о сегодняшних мальчишках и девчонках, интересы которых далеки от школьных, говорили о роли учителя в воспитании в общем и мужском влиянии в частности. Обсудили и другие глобальные проблемы. Не знаем, сумели ли передать образ сегодняшних мужчин-педагогов, но одно уяснили точно: учитель - это не профессия. Это  состояние души. И тот, кто становится на нелегкую учительскую стезю, - настоящий герой нашего времени.


Оксана Жукова


Просмотров: 306